Ещё одно рассуждение в стиле вывертов сознания.
Многие же, наверное, потерпев неудачу в обучении, с грустью приходили к выводу, что они какие-то неправильные и у них никогда не получится? Вот об этом хочу поговорить.
кому не страшно, заходитеНачну сразу с примера. Допустим, имеется книжка "Как стать успешным", которую купили сто человек. Я сейчас не буду останавливаться на том, зачем им нужно стать успешными и нужно ли вообще, или они хотят на самом деле чего-то другого, но впали в заблуждение в силу социальных шаблонов. Предположим, что это именно то, чего они хотят. И вот десять из них, прочитав эту книгу, изменили свою жизнь к лучшему, а остальные девяносто не изменили. И про тех первых десять мы уже не беспокоимся - у них всё хорошо. А девяносто сидят и думают - вот я дебил, как был неудачником, так и остался, даже книжка не помогает. И - сейчас снова будет про оценки! Кто тут кого оценивает и по какому критерию? Критерием является метод. Объектом оценки - люди. Говоря человеческим языком: если я после этой книжки стала успешной, то я умничка, а если нет, то дура. А книжка - внимание! - вне оценки при таком подходе. Книга - способ поделить людей на две категории, успешных и неуспешных. Таким образом, этот метод восприятия ставит книгу выше в системе ценностей, нежели людей. Потому что критерий всегда стоит на ступеньку выше объектов оценки. То есть при таком подходе человек, вместо того, чтобы решать задачу собственной успешности, решает задачу своей сортировки в ту или иную коробочку. Ну окей, положил он себя в коробочку "я неудачник", а дальше что?
В общем, эту конструкцию, как легко (или не очень легко) догадаться, можно вывернуть наизнанку. Цель - сделать человека успешным. Это критерий. А всё остальное - это объекты оценки. И вот берём одного конкретного товарища из этих девяноста и даём ему сто книг... Ну окей, не сто, поменьше, но несколько. И смотрим, какая книга для него оказалась полезной. Годятся, конечно, не только книги, а всё что угодно - тренинги, психотерапия, смена обстановки, насколько фантазии хватит. И то, что поможет добиться цели этому конкретному индивиду, и будет успешным относительно него. То есть мы не выносим человеку оценку - "необучаемый дебил", даже если попробовали уже десять книг, а он всё ещё неудачник. Задачи такой нет.
И вот ещё пример. Ведь всем же попадался чудесный совет "просто возьми и сделай". И много других чудесных советов, которые вам не помогали вообще никак, хотя помогали другим. Так вот, если у вас не получается, это не вы нерабочие относительно метода, это метод нерабочий относительно вас.
Совет "просто возьми и сделай" рабочий, конечно, но тоже не для всех и не везде. Отторжение он вызывает тогда, когда вас пытаются им оценивать негативно, или когда вам кажется, что вас пытаются им оценивать. А у людей, у которых это получается, он отторжения не вызывает - потому что их-то самооценка растёт.
То же самое применимо к любым другим методам - курсам, тренировкам, психотренингам и т. д. Неэффективно долбиться в нерабочий метод или вообще прекращать всякие попытки, эффективно искать рабочий. Что, конечно, не отменяет задачи изменения себя, но это уже другая тема.
Люди и методы
Ещё одно рассуждение в стиле вывертов сознания.
Многие же, наверное, потерпев неудачу в обучении, с грустью приходили к выводу, что они какие-то неправильные и у них никогда не получится? Вот об этом хочу поговорить.
кому не страшно, заходите
Многие же, наверное, потерпев неудачу в обучении, с грустью приходили к выводу, что они какие-то неправильные и у них никогда не получится? Вот об этом хочу поговорить.
кому не страшно, заходите