Изучая психологию, я много узнавала о том, как в норме должна быть устроена человеческая психика, что и в каком порядке в ней должно формироваться. И чем больше я узнавала, тем больше становилась пропасть между тем, как она должна быть устроена, и тем, что я вижу вокруг себя. Вопрос, который у меня естественным образом возник и продолжает регулярно всплывать, требуя ответа: как так получилось-то? Как так вышло, что мы все сплошь кривые и неправильные выросли? Имея мозг, не умеем им думать, имея чувства, не умеем по ним ориентироваться, имея волю, не умеем её проявлять. Откуда это глобальное несовершество человеческой личности?
И вот к чему я пришла. Совершенства никогда и не было в истории человеческой цивилизации. Психология показывает не то, какой личность должна быть, а то, какой она может быть, если её выращивать. Люди как существа, обладающие свободной волей и умеющие управлять собой, находятся в процессе формирования. По мере того, как развивается способность людей произвольно использовать высшие психические функции, развивается и человеческий социум, становясь одновременно и опорой, и помехой этому процессу. Изначально психика человека не приспособлена к той искусственной окружающей среде, в которой мы живём, эта среда изменяется гораздо быстрее, чем человек эволюционно способен к ней приспособиться, поэтому сейчас на первый план выходит направленная эволюция, а не естественная, то есть адаптация психики через умение управлять её ресурсами, не полагаясь на её автоматические механизмы, которые были сформированы в совершенно иной среде. Именно в этом мне сейчас видится роль психологов в социуме: в том, чтобы выращивать в людях механизм управления эволюцией личности.